Друзья, в наши дни свобода рыночных отношений в экономике привела к тому, что во многих областях мы наблюдаем перенасыщение товарами и услугами.
Если ещё в относительно недавнее время перестройки приходилось стоять в очередях, чтобы в итоге выбирать между черным и белым хлебом, то сейчас у людей буквально разбегаются глаза, когда они заходят в магазин.
Казалось бы, одна и та же булка хлеба, но совершенно разное название и цена.
И именно ассортимент выпускаемой продукции является тем инструментом рынка, которой продвигает видимость изобилия. Однако у этого есть и чисто прагматичная цель.
Но для начала мне бы хотелось поговорить о том, что такое ассортимент в принципе, когда мы говорим о производстве и реализации продукта.
Разумеется, в первую очередь, это разнообразие, наличие выбора при покупке чего-либо. Обычно производители достигают внушительного модельного ряда, модифицируя свой основной продукт.
И давайте обратимся всё к тому же хлебу. У пекарни есть две условные модели: черный и белый хлеб. И теперь она может выпустить целую кучу разных булок, позиционируя их под самые разные категории людей.
Хлеб со злаками, батоны, хлеб для сэндвичей, хлеб для бургеров – немного меняя состав и форму, можно создать целую кучу разных видов.
Но не думайте, что это работает лишь с чем-то относительно простым, вроде еды. Как это, например, происходит со смартфонами? Компания выпускает айфон, а потом начинает менять ему количество модулей камеры, разрешение экрана, объем памяти…
В итоге наполняя ценовой бюджет от 50-ти тыс. до 130-ти тысяч одной моделью. И тут мне бы хотелось поговорить о положительной черте ассортимента выпускаемой продукции, которую вспоминают чаще всего при поднятии данной темы.
Речь сейчас идет об удовлетворении запросов разных ценовых сегментов. Грубо говоря, кто может отдать за телефон 130 тысяч рублей – идет и делает это, а кто не может, тот покупает за 50 тысяч. И это намного выгоднее, нежели если бы все люди покупали более дешевый телефон.
Поэтому нужно дать возможность человеку заплатить за ваш товар больше. Для этого необходимо добавить дополнительную мотивацию – поставить несколько супер-опций.
Но даже не это самое важное, а то, что человек получает возможность выбора. Да, зачастую мы и, правда, переплачиваем за товар, будучи ведомыми маркетологами. Но иногда людям на самом деле нужен именно этот товар.
Да даже если не нужен, но он его хочет. И для этого нужно заранее расширять охват аудитории, увеличивая ассортимент производимой продукции. Ведь если человеку нужен кроссовер, а не седан, то он пойдет и купит его.
Но есть немаловажный вопрос, заключающийся в том, где он его купит – у вас или вашего конкурента?
И есть ещё одна неочевидная польза от широкого ассортимента, которая, однако, очень важна в наши дни. Я сейчас говорю о привлечении клиента бросовыми ценами стандартного товара.
Чтобы вам было понятно, я приведу один очень интересный пример. Несколько лет я наткнулся на интересное интервью, взятое у директора дилерского центра по продаже автомобилей.
И он сказал очень интересную схему, суть которой заключается в том, что маркетологи, рекламируя автомобиль, всегда озвучивают самую минимальную цену базовой комплектации машины.
А человек, приходя в салон и пытаясь купить её по такой цене, получает ответ, что этих машин нет в наличии и на них очень большой спрос, поэтому ему необходимо подождать до полугода.
Разумеется, получив такой ответ, покупатель теряется, ведь он пришел с уверенностью, что уже сегодня уедет на новеньком авто. И в этот момент ему предлагают обратить внимание на машины в более “жирной” комплектации.
Да, стоят они больше, зато в них есть интересные функции, к тому же, одна из таких стоит прямо в салоне – садись и уезжай!
Конечно, выгодное кредитное предложение идет в комплекте.
И того директора, как я слышал, в итоге уволили после выхода в свет этого интервью.
Таким образом, базовый дешевый продукт словно рекламирует всю вашу остальную продукцию. И если клиент клюнет на него, то, быть может, купит и что-то дороже. А там уже и наценка больше и, как следствие, прибыль.
Так ещё и многие клиенты покупают что-то уже по привычке. Если они неделями покупали разные булочки просто чтобы их попробовать, то очень велик шанс того, что какие-то из них им понравятся настолько, что они станут их постоянными потребителями. Возможно, однажды они приведут к вам своих знакомых и друзей.
Но как же эффективно создать тот самый ассортимент? Самое время поговорить именно об этом.
На самом деле, эта часть статьи будет очень сильно перекликаться с одной из наших предыдущих, посвященных именно определению портрета клиента, так что не забудьте прочитать и её.
Поэтому прямо сейчас я хотел бы остановиться на несколько другом аспекте. Первоначально нужно понимать разницу между мелким бизнесом и крупным.
У первых все намного проще, ведь их товар, как правило, относительно дешев в производстве и разработке. В такой компании можно изначально придумать новый продукт, а потом попробовать предложить его клиентам, производя малыми партиями. Или вообще в единичном экземпляре, но это уже зависит от сферы вашей деятельности.
И смотреть на то, насколько охотно люди будут покупать новый товар. Конечно, не забывайте спрашивать у людей, какой продукт они хотели бы купить у вас в будущем. Быть может, они подкинут вам очень неплохую идею.
И не забывайте об одном очень хитром приеме. Всегда можно внести ваш товар в каталог, даже если он у вас не произведен. Если на него будут поступать периодические заявки – производите его по мере поступления заказов.
Если же спрос на него окажется неожиданно высок – самое время запускать еще один конвейер.
У крупных компаний все несколько сложней. Ведь они не могут практически без затрат произвести мелкую партию нового продукта – для них любой новый товар это долгое время проектирования и обкатки.
Поэтому крупная компания всегда будет проводить анализ рынка и перспектив такого продукта. Выявлять возможные риски и прибыль, а не запускать что-либо наобум. Впрочем, даже штаты аналитиков могут ошибаться, ведь прогноз – это всего лишь прогноз…
Хотя для крупных компаний возможно даже ещё важней собирать отзывы и предложения своих клиентов.
Друзья, эта статья является одной из многих, посвященных формированию четкого представления о том, как правильно вести бизнес. И не случайно, ведь научиться секретам эффективного управления бизнеса можно благодаря занятиям в нашем бизнес-клубе с историей успеха более 20 лет. Познакомиться с программой нашего клуба можно на сайте www.golden-msn.com
С искренним уважением, Александр Гольденберг
Если Вам понравилась статья, поделитесь ссылкой с друзьями:
Представляем Вам новые книги Школы бизнеса RONUM.RU и Клуба миллионеров Golden MSN Club:
Бестселлер "Магнат: путь к финансовой свободе" - новый шедевр от Александра Гольденберга, известного бизнесмена, автора популярных книг о бизнесе, достижении успеха и развитии личности.
Современный бизнес нуждается в грамотном управлении, планировании, развитии и команде. Время ларьков и контор, типа «шараж-монтаж», прошло. Масса опытных предпринимателей вышли на рынок.
Современный бизнес значительно интересней, но и сложней, чем было еще пять лет назад.
Одно интернет-продвижение делится на несколько направлений. То же в финансах организации, формировании команды, работы с поставщиками и т.д.