Екатерина Жиделёва:
«Я думала, что сначала журналистом поработаю,
а уже потом буду деньги заколачивать»
Екатерина Жиделёва – руководитель и совладелица агентства событий Dream Team и супермаркета дизайнерских вещей «Гнездо» (ранее известного как Клуб редких вещей «Дефицит»). Продюсер фестивалей Sandarina Market, «Гастроном», «Ярмарка Фест».
– Екатерина, какими качествами должен обладать человек, который хочет добиться успеха?
– Он должен очень хотеть этого и болеть тем, чем он собирается заниматься. Если человек делает что-то, потому что это модно, классно, «на волне», то есть шансы, что у него это выстрелит, но, скорее всего, это будет не долгоиграющая история. А если все-таки хочется немного по-другому, то надо, по-хорошему, быть психом, вкладывать всю душу, быть вовлеченным во всё, что ты делаешь, а не делать просто для галочки. В собственном бизнесе всё зависит только от того, насколько ты сам выкладываешься. Если говорить нормальным языком, здесь нельзя быть пофигистичным.
– Ты по образованию журналист, но работаешь в сфере событийного маркетинга. Что тебе пригодилось из того, что ты получила в вузе?
– В первую очередь, журфак помог контактами и связями, потому что эта фраза «Связи решают всё» – она стопроцентная. И дело даже не в блате. Вот, например, завтра у нас будут съемки, и мне надо было найти для заказчика режиссера, кто будет снимать. Я сразу обратилась к уже знакомым режиссерам – с кем-то из них мы несколько лет назад работали вместе, с кем-то просто общались и добавились друг к другу в соцсетях. Цена устроила – отдала заказ. Дальше надо было найти гримёра и других специалистов. Их я тоже нашла из числа тех, с кем привыкла общаться.
Невозможно знать всех, главное – знать людей, которые знают ещё кучу людей. В итоге это помогло мне правильно выстраивать общение и не бояться общаться с людьми. Освоить профессию журналиста можно и на каких-нибудь курсах, а в целом журфак – это просто классическое гуманитарное образование. Некоторые журналисты ничего не умеют, кроме как знакомиться и общаться.
– До того как начать свой бизнес, ты работала копирайтером в крупном рекламном агентстве «Восход». Как ты туда попала?
– Я работала там со 2 курса и до окончания института – 4 года. Попала туда случайно – мне супер фартануло – и я очень благодарна жизни за это. Я увидела в вузе объявление о том, что крупнейшее рекламное агентство города ищет людей в свою школу с возможностью дальнейшего трудоустройства. И решила зачем-то позвонить. Причём я вообще не собиралась работать в рекламе. У меня были, единственно, корыстные цели – получить бесплатные знания (а это были бесплатные курсы) и лет в 40-50 пойти в рекламу. Я думала, что сначала журналистом поработаю, а уже потом буду деньги заколачивать.
Я позвонила, записалась на собеседование. Все должны были в одно время собеседоваться, а я не могла найти адрес «Восхода», заблудилась, опоздала, поэтому со мной собеседование проводили отдельно. Со всеми проводил собеседование просто кто-то из менеджеров, а со мной – сразу же директор. Я пообщалась. Прошло какое-то время. Мне никто не звонил. Я подумала: «А какого это они мне не звонят!» – и позвонила им сама. Оказалось, что до меня не дозвонились, и курсы уже начались, но мне сказали приходить.
Несколько месяцев я была единственным копирайтером в «Восходе». Мне было очень сложно это тянуть, потому что я продолжала учиться. После пар я неслась в агентство, ко мне тут же, как коршуны, подносились менеджеры с криками, какие им тексты нужны. Я садилась за компьютер, писала тексты. Дальше мы с Андреем придумывали вместе какие-то концепции. Вскоре в штат взяли еще двух копирайтеров, потому что объёмы росли, и нужно было, чтобы люди постоянно находились в офисе. Парни были очень вовлеченными в рекламу, а я более поверхностно к этому всему относилась. И это, конечно, сказывалось на результате.
– А почему ты ушла из агентства?
– В какой-то момент я просто устала. Девушка, которая занималась в агентстве продакшеном, переехала в Москву. И ее обязанности передали мне. Так помимо копирайтинга я стала заниматься продюсированием съемок, но совмещать эти две вещи было довольно сложно. Потом я вообще перешла только на съёмки, а их у нас становилось всё меньше и меньше, потому что мы стали на аутсорсинг отдавать... В итоге всё как-то гармонично получилось. Ведь у меня и был план – поработать до окончания института и открывать что-то своё. Но «Восходу» я, конечно, очень благодарна за школу жизни и за весь этот опыт. По большому счёту, всё, что я умею, научилась делать благодаря ему.
– Как родилась идея твоего первого бизнес-проекта?
– Мне всегда было сложно подбирать себе одежду, а Маша (Мария Швецова – совладелица всех совместных проектов с Екатериной – прим.ред.) всегда супер креативно одевалась. И при этом всё это шила. Я по-хорошему завидовала, что она ходит постоянно в разном, классная, а я хожу в одном и том же свитере, потому что мне в нём удобно. Я предложила ей запустить свою линию одежды, чтобы и другие люди имели возможность одеваться так же креативно за небольшие деньги. Она сначала смеялась, но я настойчиво со второго до пятого курса до нее докапывалась. В итоге мы сразу после окончания института пошли открывать ИП. На самом деле у нас даже не было чёткой идеи. Мы просто хотели иметь свой магазин. Хотели делать одежду. Но потом прикинули, что это выйдет очень дорого. И решили тогда заняться подарками ручной работы, потому что с ними проще.
Это, видимо, когда ты совсем молодой – ещё ничего не боишься. Сейчас я бы сначала что-то придумала, начала делать, потом бы юр.лицо открыла. А тогда мы пошли от обратного: зарегистрировали и расслабились. Затем взяли кредит, сделали красивую презентацию нашего будущего магазина подарков, разослали её по торговым центрам, нашли место. После этого мы помчались на выставку дизайнеров в Москву, купили там товар, что-то взяли на реализацию. Спустя годы мы смотрели наши фотографии с открытия и думали: как нам хватило решимости открыться с таким маленьким ассортиментом. Но мы открылись, и даже продажи шли. Так появился наш Клуб редких вещей «Дефицит».
– Как быстро магазин стал окупаемым?
– Почти сразу же. Кредит в 300 тысяч мы полностью отбили примерно за полгода. В минус мы не работали. Вещи были прикольные, интересные, в других местах не продавались – люди потянулись сразу же. Мы хорошо общались с клиентами в соцсетях. К тому же, мы сами с Машей работали первые полгода. У нас вообще не было выходных, всегда стояли за стойкой. И мы общались с людьми так, как не принято, видимо, в магазинах – мы общались так, как хотели, чтобы с нами общались, со всеми здоровались. Если видели, что человек с тяжёлыми сумками зашёл, то мы говорили: «Поставьте сумки к нам за стойку, чтобы вы могли всё нормально посмотреть». Когда кто-то заходил, запыхавшись, с жары – мы могли воду предложить. И для людей такое элементарное внимание и простое общение было шоком. Для нас же это не было каким-то продуманным маркетинговым ходом – мы делали это от души. Мы могли просто стоять и разговаривать с нашими посетителями – могли сказать, например, какая у них классная одежда или посоветовать, как собрать крутой подарок из мелочей, если они были ограничены в деньгах. И люди, естественно, были этому очень благодарны.
Видимо, как раз наша вовлечённость и искренность сыграли роль в успехе этого проекта. Просто с удовольствием общаясь с людьми, мы, по сути, работали на перспективу. Потом, когда мы набирали и обучали продавцов по своему образу и подобию, мы им твердили: «Не расстраивайтесь, если вы потратили на человека час, и он ничего не купил, потому что после этого он вернётся с гарантией в 80% и сто раз ещё что-то купит, и всем своим друзьям расскажет». Иногда, если мы видели, что люди суетились с покупками, то говорили: «Идите, ничего страшного, вернётесь». И они, правда, возвращались. У нас были одни и те же покупатели. Они приходили, приводили друзей. Сарафанное радио очень быстро заработало. Моя популярность в соцсетях стала расти за счет того, что все, с кем я хорошо пообщалась, стали добавляться ко мне в друзья. Многие люди, с которыми мы в дальнейшем пересекалась по работе, изначально были клиентами «Дефицита», с кем мы просто по-человечески общались.
– Какие были ощущения от первого успеха?
– Я помню, что первая выручка у нас была где-то 4,5 тысячи за пару дней. Мы были очень рады. Она быстро доросла до 10 тысяч в день. Учитывая то, сколько у нас тогда было товара, какая была площадь и какой это был год («Дефицит» открылся в 2008 году – прим.ред.), то это был достаточно высокий показатель. Спустя несколько лет у наших продавцов зачастую была та же самая выручка, только у них было в разы больше товаров, но и расходов, правда, было больше. Естественно, играет роль, когда ты сам продаешь, а когда не сам. У нас были супер классные продавцы, с которыми мы долго работали. Был и неудачный выбор людей, но, слава Богу, редко.
– Приходилось ли тебе самой увольнять людей?
– Да, это тяжело, на самом деле. Обычно человек понимал, что мы не на пустом месте его увольняем, и это решение было обоюдным. Это недопустимо, когда продавец сидит за компьютером и смотрит фильмы, не общается или даже не здоровается с людьми. Увольнять всегда сложно.
– А как «Дефицит» перерос в супермаркет дизайнерских вещей «Гнездо»?
– В какой-то момент нам стало тесно в рамках «Дефицита», потому что хотелось больше всего привезти и показывать, а наше место этого не предполагало: негде было размещать и складировать. Товара было очень много классного, но всё вместе это сливалось в «кашу-малу». Люди его не видели, продавцы не могли хорошо работать. Надо было что-то с этим делать или куда-то переезжать. И пока мы думали, этот вопрос решился самым неожиданным образом.
После плановой проверки пожарной инспекции выяснилось, что мы стояли с нарушением пожарной безопасности. Но, здравствуйте, мы же не сами туда встали, а вполне официально арендовали это место и исправно платили за него. Руководство торгового центра предложило нам временно «свернуть» наш магазин - до следующей проверки. Это было просто смешно!
Мы продавали за счет особой атмосферы. У нас не просто стоял стеллаж с подарками, а было своё, совершенно другое место. Мы установили там деревянный забор, на стены наклеили вырезки из детских книжек. И вот спустя несколько лет работы нам говорят: «Убирайте это!». По сути, мы должны были полностью сорвать всё оформление и под корень демонтировать магазин, а потом заново отстраивать. А если снова придёт «пожарка», нам опять всё убирать? Нас такой вариант, конечно, не устроил, и нам пришлось поспешно съехать.
– Был какой-то плюс в том, что вы съехали?
– Он, может быть, был бы, если бы мы знали заранее, подготовили почву. Мы давно хотели расшириться, и если бы нас заранее предупредили по-человечески, то, возможно, мы бы реализовали свои замыслы. А так просто не успевали физически и морально. Плюс в тот момент мы вплотную занялись организацией городских фестивалей, все силы уходили туда.
Мы пробовали открываться в других местах, арендовали площадку совместно с партнерами в самом центре города, одно время размещались в шоу-руме друзей. Но все эти варианты не срабатывали в полной мере, поэтому мы решили временно уйти только в онлайн. Вместе с форматом сменили и название.
Позже у нас появилась точка самовывоза в Киностудии, потом мы оформили ее как шоу-рум и организовали там небольшой офис. Сейчас мы представлены в онлайн-пространстве и в универмаге «Большой», также на празднично-новогодний период третий год подряд открываем поп-ап в ТЦ «Мега».
– Вы c Машей стали первооткрывателями маркет-формата в городе, когда в 2010 году по московской франшизе начали проводить Sunday Up Market – мероприятие для продвижения российских дизайнеров одежды, обуви и аксессуаров. Как ты считаешь, изменился ли город за последние годы благодаря вашим маркетам, которые проходят с завидным постоянством?
– Мне кажется, сильно. Мы сделали уже под тридцать маркетов, но когда организовывали его первый раз, я очень переживала, что никто не поймёт, что мы делаем. Потому что афиша была московская, и на ней было просто написано Sunday Up Market, были нарисованы горы и летающие вещи на вешалках. А когда я увидела очередь на входе, то была шокирована.
Сейчас маркеты проводятся в огромном количестве, но по факту мы первые в городе сделали такое мероприятие. Кстати, даже само слово «маркет» не присутствовало раньше в лексиконе так часто как сейчас. Мы год решались уйти с франшизы Sunday Up Market, потому что название прикольное, легко запоминающееся и для многих ставшее нарицательным. Мы видели такие записи в соцсетях: «Приехал в Прагу, а у них тут какой-то свой sunday up». Нам, например, порой так и говорят: «Вот смотрите, мы у вас идею позаимствовали... А давайте мы тоже сделаем столы из паллет... А дайте нам свои бочки...» Все друг другом вдохновляются, смотрят, что у других заходит. Аудитория есть – значит, можно делать.
Кстати, на ярмарке «Немецкое Рождество» в связи с этим была очень смешная ситуация. Раньше, когда мы сами занимались всеми участниками, меня в лицо знали. Сейчас этим занимаются наши проектники, и многие участники понятия не имеют, как я выгляжу, и как меня зовут. На «Немецком Рождестве» было очень холодно – под 20 градусов мороза. И там в одном месте стояла тепловая пушка. Я приехала посмотреть, как и что происходит. Замёрзла и пошла греться к пушке. Там сидели участники и начали обсуждать маркеты. Так как меня никто не знал, я продолжала греть руки и уши. Они как раз стали говорить про наш маркет, что у нас очень жёсткий отбор, что некоторые чуть ли не год пытаются к нам попасть, что на том мероприятии было не очень, а на том нормально... Это была супер инсайдерская информация. Было бы смешно, если бы они при мне начали нас ругать. Но нет – только хвалили.
– Как вы сейчас относитесь к многочисленным похожим маркетам?
– Не очень. Столько ниш в городе свободных, а они просто занимаются copy-paste с нас. Видят, что у нас получилось, а что не очень и повторяют. Да фу такими быть! Свое бы что придумали, мы бы порадовались и пришли. Одно время была мода на «гоу-гоу дэнс»: на разного рода акциях, презентациях, открытиях и так далее – должна была стоять девушка в купальнике и зачем-то танцевать. Сейчас похожая ситуация: кто-то делает мероприятие и обязательно пытается туда маркет впихнуть. Зачем они это делают, я не понимаю. К нам очень часто обращаются с просьбой сделать маркет. На вопрос «зачем?» отвечают: «Ну как? У нас же движуха!». Мы первое время соглашались и стояли на многих непрофильных мероприятиях, но продаж никаких не было.
Как-то был семейный день у какого-то автомобиля. Нам говорят: «Сделайте мини-маркет на 3-4 участника». Мы тогда ещё пороху не нюхали. Ладно, сделали. Ну и никому это было там не нужно: человек пришёл либо купить машину, либо просто посмотреть шоу. У нас совсем немного купили вещей – мы только деньги на такси отбили. Участвовали и на концертах. Когда был концерт «Сансара vs Курара», мы там делали свой хипстерский уголок. Продажи были лучше, но всё равно смешные. Нас до сих пор просят организовывать маркеты, и мы с этим боремся, потому что не надо их везде вставлять. Это приелось уже, неинтересно никому. Одно время нам было всё равно. Сейчас уже немного раздражает, что люди ничего нового не придумывают.
Мы начинали с франшизы фестиваля Sunday Up Market, но очень сильно его изменили. SUM в Москве и в Екатеринбурге – это были абсолютно два разных мероприятия, которые объединяло только название, афиши и участие дизайнеров. В Москве не было лекций, а у нас была насыщенная лекционная программа, мы каждый раз делали разный декор, придумывали конкурсы, ещё что-то. Там же участники просто вставали в торговые центры среди рядов. И оказалось, что нам сложно завлечь московских дизайнеров, потому что они знали, как это в Москве проходит, и не видели смысла ехать к нам. Но после наших первых фестивалей заработало сарафанное радио – дизайнеры говорили друг другу, что Sunday Up Market в Екатеринбурге совсем непохож на московский, что здесь и продажи хорошие, и организация другая. У москвичей и питерцев реально всегда были лучше продажи, чем у местных: у них и подход другой, и качество товара. И они к нам стали приезжать. Получается, что мы в изначальный проект внесли какие-то другие фишки. Маркеты же, которые сейчас появляются, как под копирку делают. И даже до такого доходит, что люди просто наши орг.письма копируют, вставляют свои даты и отправляют участникам.
– Вы хотите что-то предпринять, чтобы народ не уходил от вас?
– Мы постоянно думаем, что сделать. Мы сменили название на Sandarina Market, чтобы не быть скованными какими-то рамками приличия и франшизой. Нам очень тесно в Киностудии, конечно, – мы хотим сделать больше и по-другому, на новом уровне, – но в ЭКСПО боимся уходить. Думаю, что до нас доедет не больше 30% аудитории. И там душевности нет никакой, в ЭКСПО. Мы вообще бесимся, когда нас спрашивают: «Можно в вашей выставке поучаствовать?» Мы не выставка – мы фестиваль. Другую большую классную площадку мы пока не нашли, но мысли есть.
– За время проведения маркетов ты познакомилась с сотнями молодых российских брендов одежды, обуви и аксессуаров. Каким из них отдаешь свое предпочтение?
– Я хорошо отношусь к русским брендам. У меня много русских вещей, хотя, конечно, мне не всё нравится у молодых дизайнеров. Сейчас дела у них лучше идут – и в плане ценообразования, и в отношении качества. У меня есть вещи Ushatava и So Simple Store, мне нравится Cute, футболки Hello Pepe, Kh, одежда Urals, украшения Наташи Брянцевой, сумки Леонида Титова и Кокосиной. Я давно хочу сделать фотосъемку с этими вещами, чтобы участники наших маркетов увидели, что мы реально их носим, а не просто пытаемся на всех денег заработать.
Так получается, что мы всё время идём от своих личных запросов, когда что-то делаем. Например, мне всегда нравилось делать людям подарки, и когда я не могла найти в городе каких-то подарков появился «Дефицит». Такая же история и с нашими маркетами – я не очень люблю ходить по магазинам, а вот у наших участников мне нравится покупать. И они рады.
Продолжение следует.
Во второй части интервью вы узнаете о том, с какими трудностями сталкивалась Екатерина и её команда во время проведения фестивалей «Ярмарка Фест» и «Гастроном»; каким своим проектом Екатерина довольна больше всего; какие приемы тайм-менеджмента она использует, чтобы всё успевать, и что такое монотаскинг; как появилось её агентство событий Dream Team; и, наконец, как найти дело своей жизни и получать от него достойную прибыль.
Читайте вторую часть интервью: ЕКАТЕРИНА ЖИДЕЛЕВА: «ХОЧЕТСЯ ОТТОЧИТЬ ВСЁ ДО БЛЕСКА»
Интервью провела Евгения Гольденберг
Количество показов: 4129
Дата создания: 18.03.2017 14:04:19
Автор
Рубрика: Беседы с бизнесменами
Представляем Вам новые книги Школы бизнеса RONUM.RU и Клуба миллионеров Golden MSN Club:
|
|
|
|||
: 500.00 руб |
: 990.00 руб |
: 300.00 руб |
|||
|
|
|
Все книги Школы бизнеса RONUM.RU и Клуба миллионеров Golden MSN Club