Вячеслав Брозовский: «Фокусируйтесь на чём-то одном, становитесь номером один в своём деле»
Вячеслав Брозовский – известный российский предприниматель, президент группы компаний BROZEX, экс-мэр города Берёзовский, депутат законодательного собрания Свердловской области.
(ВБ – Вячеслав Брозовский, АГ – Александр Гольденберг)
АГ: Сегодня у нас в гостях совершенно уникальный человек – Вячеслав Брозовский, успешный бизнесмен, предприниматель очень высокого уровня, на мой взгляд, известный политик, экс-мэр города Берёзовского, депутат законодательного собрания Свердловской области. Все правильно?
ВБ: Да, прямо оттуда приехал.
АГ: Отлично. Вячеслав, может ли каждый человек быть успешным? Или для того чтобы быть успешным, известным и богатым, нужно, например, родиться в семье олигарха или получить наследство от бабушки-миллиардерши?
ВБ: На самом деле, как показывает практика, надо родиться неуспешным и не в богатой семье, потому что как раз дети богатых родителей не всегда успешны. Я очень мало знаю детей из богатых семей, которые превзошли своих родителей. Раньше я думал, что каждый человек может добиться успеха. Нет. Однозначно.
Когда я учился в бизнес-школе, нам показывали статистику, цифры. Нет, не каждый может стать успешным – это факт. Плохо, что в России, при нашей инфраструктуре, при наших возможностях, успешными предпринимателями, к сожалению, становятся только 2-3 процента людей, а в более развитых экономиках – это 5-7 процентов. Нам надо стремиться к росту их числа. Это сообщество, как и любое другое, надо выращивать.
АГ: Основной скачок развития в вашей жизни, на мой взгляд, наступил, когда Вы решили стать предпринимателем. Вы же не сразу предпринимателем стали после института?
ВБ: Предпринимателем я стал еще в школе, на самом деле. Продавал жевательные резинки и вообще все, что можно было продавать. У меня были задатки в этом плане.
Большой волшебный пендель мне конечно дала экономика в России. Я в 95 году получил высшее образование – горный инженер, а они никому не нужны. Хотя, в принципе, и в тех 90-х годах я видел как раз, что не люди профессии жили хорошо, а люди, которые активно предпринимали действия, зачастую незаконные действия. И я понял, что надо просто грести.
Вот, например, в эту субботу я ехал домой, думал о новом проекте и натолкнул себя на мысль: «Что-то ты расслабился. Почему ты едешь домой? Надо ехать на работу». У меня уже такой рефлекс: благодаря новым проектам я всегда обновляю эту повестку, что надо грести, грести и еще грести.
АГ: На сегодняшний день в нашей области, да и за ее пределами, Вас знают прежде всего как очень успешного предпринимателя. Зачем политика?
ВБ: На самом деле, это моя большая проблема – то, что я распыляюсь. Я бы любому бизнесмену посоветовал фокусироваться на своем рынке, становиться номером один в своей сфере, но самому мне хочется бежать то туда, то сюда. Я все-таки несистемный человек и очень увлекаемый – мне многое интересно. И это, в принципе, одно из увлечений, так скажем, какая-то социальная легкая ответственность, потому что я не полностью погружен в этот процесс.
Я работаю как депутат на неосвобожденной основе, то есть не получаю зарплату, не обязан приходить к 9 утра ив 18 часов уходить из Заксобрания. Поэтому это очень хорошо, когда ты можешь изменить какие-то вещи, повлиять на какие-то законы, но при этом занимаешься основным своим делом, где ты должен быть номером один.
Но не берите пример с меня, берите все-таки пример с тех людей, которые прямо бьют в одну точку, концентрируются на одном. Продавайте сопутствующие бизнесы или, если вам больше нравятся, уходите в конкретный бизнес, и занимайтесь там десятками разных направлений. К сожалению, у меня в портфеле есть три-четыре бизнеса, которые, как чемодан без ручки, нести тяжело, а бросить жалко.
АГ: Какие качества должны быть у человека для того, чтобы максимально успешно выстрелить в бизнесе? И как эти качества в себе можно развить?
ВБ: Для начинающего бизнеса нужен авантюризм. Я однозначно понимаю, что моя система уже не может оптимизировать налоги, не может, например, нарушать трудовое законодательство. Для начинающего предпринимателя на самом деле это панацея. Вы не вырвете бизнес вверх, не сможете сделать большой скачок, если не будете относиться к бизнесу немного с авантюризмом.
Если будете всего бояться – тоже плохо, если будете откровенно идти на рисковые сделки – тоже ничего хорошего. Нужна где-то середина. Четкой формулы этого процесса нет. Успешные предприниматели на подкорке чувствуют, где можно доверять своему бизнес-партнеру или, наоборот, конкуренту, где нельзя доверять. И, однозначно, эти люди – психологи, которые имеют высокий психологический уровень доверия.
АГ: Были ли в Вашей жизни случаи везения? И что такое, по-Вашему, везение?
ВБ: Когда ты оказался в нужное время в нужном месте, когда у конкурентов деньги грохнулись в банке, а у нас остались – проще всего сказать, что это везение. Но везение есть только у тех, кто работает сутками, кто постоянно думает о своем деле. Это очень важно. Бизнес это такая субстанция, где вы должны много думать.
Однозначно, есть энергетика бизнеса, энергетика руководителя, который думает о своем бизнесе, погружен в него. Есть тренинги, где вам говорят, что надо обнулиться, выбросить все из головы. Я видел столько людей, которые обнулялись и выбрасывали все из головы, а потом обычно их выбрасывало с рынка.
АГ: Недавно вы приобрели сеть розничных магазинов «Суперстрой». И по разным оценкам, сумма сделки и вложений в развитие сети составила около полумиллиарда рублей, то есть это достаточно серьезные вложения. Чем Вас привлек этот проект?
ВБ: Во-первых, мы не приобретали «Суперстрой», потому что, к сожалению, сеть обанкротилась, и приобретать там было нечего. Это большой, ответственный проект. Вся наша система сейчас этим живет, и я в том числе. Мы обладаем большой крупной дистрибьюционной компанией, которая благодаря этому проекту обновилась ментально, нам есть куда стремиться. Раньше мы молотили как мельница, которая на одной реке стоит, и мелет, и мелет, а теперь нам как будто генератор поставили – и мы стали еще и электроэнергию вырабатывать.
Для меня это шикарный бизнес-кейс: на примере того, что происходило в «Суперстрое», я увидел какие ошибки не надо делать. Но вы должны понять, что ведение крупного бизнеса и ведение малого и среднего бизнеса – это абсолютно разные величины. Чем крупнее ведется бизнес (если он, конечно, не сырьевой), тем сложнее им управлять. Многие крупные проекты реализуются в сфере услуг, в сфере продаж, в том числе электронных продаж. Тем не менее я не могу назвать какие-то крайне успешные проекты электронных продаж.
Исходя из того, что у меня в портфеле несколько десятков видов бизнесов, я могу с уверенностью сказать, что перспектива в сырьевых бизнесах. Сам Господь Бог создал весь этот материал, а вы его черпаете. Ну нефть вам никто не даст черпать, но все остальное же лежит. Я очень много общаюсь с такими предпринимателями – кто-то в Хакасии добывает золото, кто-то в Сибири добывает мрамор определенной расцветки и продает его итальянцам, кто-то песок, кто-то гальку. Это хорошие бизнес-идеи. Надо поднимать именно такие бизнесы, где очень высокая добавленная стоимость, очень высокая маржа.
Все почему-то ломятся в интернет-продажи, но большинство проектов лопается как мыльный пузырь. Некоторые, конечно, такие как Amazon, например, генерируют ценность. Uber тоже интересный проект, но попробуй его продать. Кому вы его продадите? А вот карьер по добыче глины или песочный завод, если он еще и под мегаполисом, вы продадите легко.
АГ: Назовите, пожалуйста, главный принцип, которым вы руководствуетесь в обращении с деньгами?
ВБ: Деньги – это всего лишь инструмент, многие об этом говорят. Но в чем заключается магия денег? Малый бизнесмен обладает малым количеством денег, и для него миллион рублей – это огромные деньги. Но, поверьте, когда вы заработаете первый миллион рублей, потом первый миллион долларов, потом не первый миллион долларов – ценность первого миллиона рублей для вас будет намного выше, чем ценность очередного миллиона долларов.
Несмотря на рост вашего дохода относитесь очень трепетно к каждой копейке в своем рубле. Вот сейчас кризис в стране, и мы уже закрыли все бизнесы, которые генерировали убыток. Делайте это жестко и беспощадно, не ждите лучшего времени – еще полгода, год, чтобы проели ваши деньги. Это ваши деньги, если вы их потеряете – вы слабак. Не надо ждать, что вот-вот на рынке станет лучше: не то что в данной ситуации, вообще никогда не становится лучше на рынке. Только ваша компания сможет стать лучшей на рынке, а для этого нужно зажать все издержки, не разбрасываться зарплатой.
Я это проходил: высокие заработные платы у топ-менеджеров... Ну понятно, вы же тоже мечтаете заработать и хотите, чтобы команда работала. Как часто бывает: зарабатываешь сам 100 тыс. рублей в месяц, людям отдаешь 50 тыс. Нет – ни черта – если сам зарабатываешь 100 тыс, людям надо платить 20-30 тыс, чтобы вы точно так же зарабатывали 120, потому что ваши 100 тыс. рублей не проесть. Если вы отдадите эту сумму своему наемному менеджеру, он потратит их на рынке, то есть купит машину, квартиру, пойдет в ресторан, а ваши деньги, которые у вас остаются – они инвестиционные. Поэтому будьте скрягой, будьте жадным, в хорошем смысле. Но и издеваться над людьми не надо – я видел бизнесы, в которых над людьми откровенно издевались. Бизнес должен быть с человеческим лицом.
На счет денег – берегите свои деньги. В тот момент, когда к вам начинает идти поток денег, очень важно остановиться в их трате. Потому что они очень быстро кончаются. Бывали у меня такие синусоиды в бизнесе: очень хороший подъем – мы начинаем поднимать всем зарплаты, все радуемся. И вдруг – изменение ситуации на рынке или с конкурентами, и вернуться к той себестоимости, которая у вас была вначале, когда не было издержек, уже сложно. Вы там были, скажем, все поджимали, это очень тяжело, это очень болезненно: вы теряете людей, люди вас не понимают, бизнес начинает падать, и приходится все закрывать.
АГ: Сколько сейчас у вас человек в подчинении?
ВБ: Есть такой закон – больше трех человек в подчинении у вас быть не может, все остальные же тоже кому-то подчиняются. У меня в подчинении 3-4 человека, с которыми я общаюсь, а в компании сейчас работает около 2000 человек. Не так много, но и уже не так мало. Я прекрасно понимаю, что мой корабль становится неповоротливым. Маленькую лодку намного легче развернуть при меняющемся ветре. Большая лодка – парусная, потому что нам нужен ветер для движения, нам нужен денежный поток, который входит в паруса, нужно правильно им распорядиться. Большому судну сменить курс намного тяжелее, чем маленькой лодке. Я сам занимаюсь парусным спортом и очень четко это понимаю. В то же время большая лодка имеет инерцию. Если, например, прекратится ветер, то она пройдет расстояние в несколько раз большее, чем маленькая, а значит будет ближе к цели.
Читайте продолжение интервью с Вячеславом Брозовским
Количество показов: 5855
Дата создания: 25.04.2017 09:47:48
Автор
Рубрика: Беседы с бизнесменами
Представляем Вам новые книги Школы бизнеса RONUM.RU и Клуба миллионеров Golden MSN Club:
|
|
|
|||
: 500.00 руб |
: 990.00 руб |
: 300.00 руб |
|||
|
|
|
Все книги Школы бизнеса RONUM.RU и Клуба миллионеров Golden MSN Club